Алексей Ёжиков: «Многие компании вообще не занимаются долгосрочным планированием»

Виртуальная реальность перестала быть просто выражением из обихода любителей фантастических фильмов. VR-технологии находят применение в различных сферах деятельности, включая строительство. О том, как выбрать квартиру в новостройке, даже не заходя в дом, и почему некоторым застройщикам не помогут даже новейшие технологии, портал Urbaninfo.ru поговорил с Алексеем Ёжиковым, директором по развитию бизнеса компании Planoplan.

Насколько распространены VR-технологии в продаже недвижимости в регионах (без учета Московской и Ленинградской областей)? На ваш взгляд, что тормозит этот процесс?

Есть миф, что Москва и Санкт-Петербург — это передовые города, а в регионах все идет с опозданием. На самом деле, из того, что видим мы, можно убедиться, что это не так. Более 60% наших клиентов как раз из регионов. Это Екатеринбург, Новосибирск, Челябинск, Уфа, Пермь, Тюмень и другие. Мы ездим по регионам и видим, что VR-технологии представлены на крупных профильных выставках. Нельзя говорить, что регионы отстают по количеству компаний, внедряющих VR в свою работу.
Еще раз повторю: мы считаем, что между регионами и столицей особой разницы в этом плане нет, причем у регионов бывают свои интересные нюансы.
Например, в том же Челябинске все квартиры эконом-класса сдаются уже с отделкой и потенциальному покупателю важно показать с помощью VR, как она сделана.

В каких регионах (опять же, без учета Московской и Ленинградской областей) наиболее распространены такие технологии? Какие именно инструменты чаще всего используют застройщики?

Несмотря на то, что VR-технологии стали доступными и понятными, большинство компаний если и внедряют их, то в пилотном режиме. Активно же в процессах продажи такие инструменты используют всего несколько десятков компаний по всей России. Среди основных инструментов можно выделить два крупных блока. Во-первых, так называемая мобильная виртуальная реальность (панорамные туры или 3D-модели планировок квартир), которые можно скачать на смартфон, а затем вставить его в очки виртуальной реальности. Этот вариант хорош тем, что застройщик может предложить клиенту установить необходимое приложение и, например, подарить ему очки виртуальной реальности, предварительно брендировав.

Алексей Ёжиков: «Многие компании вообще не занимаются долгосрочным планированием»

Покупатель может забрать их с собой и дома еще раз обсудить будущую покупку с семьей. Вторая группа инструментов — это полномасштабный VR, когда клиент может свободно «перемещаться» по виртуальной модели квартиры.
В офисах продаж застройщик предоставляет клиенту шлем виртуальной реальности, а потенциальный покупатель может «ходить» по квартире, приседать, заглядывать под шкафы и так далее.
Такой инструмент дает клиенту больше возможностей изучить квартиру перед покупкой, но он более дорогой — VR-шлемы стоят в среднем 40−50 тыс. рублей.

Алексей Ёжиков: «Многие компании вообще не занимаются долгосрочным планированием»

Как потенциальные покупатели, особенно в регионах, относятся к таким нововведениям? Есть ли какие-то данные о том, сколько покупателей заключают сделку по покупке квартиры после знакомства с VR?

По нашему опыту, людям это интересно. При этом они оценивают не столько сами технологии, сколько заботу застройщика о клиентах, пытающегося показать, что именно получит покупатель. Данных о том, какая доля клиентов совершают сделку после VR-презентации, еще нет, но мы пытаемся собрать их с наших клиентов. Важно измерять не только и не столько этот показатель, а коммуникации с потребителем и ту ценность, которую он получает благодаря VR — знание о его будущем жилье: какими будут площади комнат, планировка, какую мебель лучше поставить и так далее. В 2016 году, когда был вал пилотных проектов с использованием виртуальной реальности, застройщики начали думать, что наконец-то есть некая «серебряная пуля»:
«Сейчас мы внедрим VR, люди будут поражены и сразу начнут скупать квартиры».
Но по факту, никто не готов платить миллионы рублей (ведь квартиры стоят именно столько) просто за какое-то «развлекательное переживание», потому что это не кинотеатр, а одна из самых важных покупок в жизни человека.

Что можно показать с помощью VR, а что — нет и почему?

Можно показать просто бетонную коробку дома, чистовую отделку, но без мебели, варианты отделки, в том числе в разных комнатах (правда, пока далеко не все застройщики в принципе могут качественно делать такие работы), освещение квартиры в разное время суток, меблировку квартиры. Отмечу такой момент: когда застройщики делали первые проекты с VR и были сосредоточены именно на технологиях, а не на маркетинге и продаже квартир, они делали такие сборки с максимальной интерактивностью: клиент мог, например, пнуть стол, чтобы он отлетел в сторону, поиграть в кегли в детской комнате, сложить диван и так далее. Практика показывает, что это перебор. Например, дать возможность клиенту открыть дверь на кухне, чтобы показать, что она открывается нормально и не упирается в стол — это адекватное решение. Разложить диван, чтобы показать, как он будет выглядеть в маленькой студии площадью 19 кв. м, тоже оправдано. А вот играть в кегли в детской — это, очевидно, уже лишнее. Что касается работы со слуховыми эффектами — пока таких проектов нет, но это на будущее. Например, показывать клиенту звуковое окружение дома или самой квартиры внутри. Скажем, если жилой комплекс находится рядом с оживленной трассой или железной дорогой, у людей могут быть опасения, что будет шумно.
Не все застройщики будут это делать, но рано или поздно российский рынок придет к пониманию, что если ты строишь дом рядом с ж/д, то будь добр честно показать покупателю, что его ждет.
По поводу того, что нельзя показать с помощью VR. Прежде всего, это тактильные ощущения: нельзя дать потрогать плитку или, например, обои в квартире. Поэтому шоу-румы, которые застройщики делают на первых этажах ЖК, еще долго никуда не исчезнут. Также пока дорого стоит сделать так, чтобы в квартиру можно было «поместить» несколько человек одновременно, и это был качественный опыт.

Может ли в будущем использование VR-технологий помочь сократить время от поиска жилья до покупки — например, избавить покупателя от необходимости ходить по многочисленным ЖК? Скажем, он изучит все варианты дома при помощи гарнитуры, а затем уже пойдет смотреть конкретную квартиру?

Это возможно уже сейчас. Знаю случай, когда в Санкт-Петербурге покупатель из Тюмени приобрел квартиру в новостройке с отделкой, ни разу не посетив наш город, а только моделируя отделку с помощью VR. Но тут вопрос в доверии потребителя. Все-таки в российских реалиях человек все равно захочет съездить на стройку и убедиться, что там идут работы. В том примере с иногородним покупателем застройщик сделал именно ту отделку, которую выбрал клиент.
VR не может решить всех проблем, он только позволяет упростить диалог между покупателем и застройщиком. Но если тот возводит некачественное жилье, обманывает клиента, то никакой VR тут не поможет.
Когда же стройкомпания планирует работать долго и стремится не обмануть клиента, а дать ему максимально полезную информацию о квартире, VR отлично помогает ей в этом.

Алексей Ёжиков: «Многие компании вообще не занимаются долгосрочным планированием»

С новостройками понятно: тут VR уже используется, по крайней мере в столичном регионе. А что насчет вторичного рынка, особенно в регионах?

На «вторичке» чаще всего применяется простая фотосъемка, и она дает максимальный объем информации о квартире. Сейчас есть псевдо-3D (технологии фотограмметрии), но пока самая эффективная технология — это фотосъемка на 360 градусов. 3D-модели полезны, чтобы показать несуществующий интерьер или даже здание. В случае с уже построенными объектами всегда дешевле обойтись фотосъемкой.

Насколько вероятно, что в ближайшие два−три года интернет-агрегаторы и СМИ в регионах начнут массово использовать VR для продажи недвижимости, прежде всего квартир в новостройках, в связке с застройщиками или отдельно от них?

Это будет возможно уже в ближайшие полгода. Вопрос в том, кто должен платить за музыку. На мой взгляд, застройщик, потому что он продает все свои квартиры и стоимость создания контента должна ложиться на него. Для такого инструментария необходимо делать уникальные планировки, каждая из которых подходит для 8−10 квартир (которые идут по стояку). Почему застройщики говорят, что для них дорого применять VR-технологии?
Многие компании вообще не занимаются долгосрочным планированием: им нужно расписать бюджет, быстро построить, продать, а там хоть трава не расти.
Когда застройщик заявляет, что для него дорого применять VR, это говорит о том, что он уже расписал бюджет строительства и просто не подумал о таких инструментах заранее. На самом деле, это совсем недорого. Например, одна планировка для мобильного VR, которую можно закачать на смартфон, стоит в среднем 15 тыс. рублей. Ее можно применить на десяток квартир, то есть затраты застройщика составляют всего 1,5−2 тыс. рублей на квартиру. Это просто копейки, учитывая, что один пропущенный звонок в отдел продаж обходится строительным компаниям намного больше.

На ваш взгляд, когда региональные застройщики изменят свое отношение к таким технологиям и начнут активно внедрять их?

Это уже происходит, особенно в Перми, Уфе или Краснодаре.
Вопрос даже не в том, насколько готовы технологии — вопрос в том, готовы ли сами застройщики хотя бы попробовать применить их. Но нужно делать это адекватно.
Бывает, что делаешь планировки квартир для строительной компании, а потом в ней говорят: «Ваш VR не работает, продажи квартир не растут». А это потому, что застройщик ничего не делал, грубо говоря, он получил молоток для работы, положил его в шкаф и теперь ждет, что картина сама себя повесит. Так не бывает.
Автор статьи

Илья Китов
Главный редактор

ДИСКУССИЯ:

Увы, но еще никто не написал. Будьте первым!

ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ?

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent